patrick |
Добавлено 2011-07-31 в 02:04:00 |
|
Власть – от бога, бог – от власти!
Сегодняшняя религия – это лишь инструмент управления массами людей в корыстных целях. Это самый обычный обман, который стал возможен только в силу трагического стечения обстоятельств на нашей планете в последние тысячи лет...
Современная Россия – страна парадоксов. Совсем ещё недавно атеистическая, сегодня она формально погружена в религиозность. Если в начале 1980-х годов православными считали себя 8% граждан, то сегодня такими числятся уже более 70%. Вместо 5300 храмов и 18 монастырей, действовавших на территории РСФСР в 1985 году, мы имеем более 31200 церквей и 790 монастырей, а строительство новых идёт куда быстрее, чем родильных домов, детских садов и школ. Однако нравственность отчего-то не возрождается: в стране случается более 46000 убийств и почти 39000 самоубийств в год; число неполных семей достигло 22% их общего количества; армия наркозависимых оценивается в 2,2 млн., а вовлечённых в проституцию – в 180 000 человек; каждый год фиксируются 230 000 случаев подростковой беременности. Власть и армия пронизаны коррупцией. Сравнивать всё это с показателями советских безбожных времён даже опасно – того и гляди сочтут оскорблением чувств верующих. Зато РПЦ, врачующая эти пороки, становится всё влиятельнее и богаче.
Государство – это мы
На протяжении последних двух десятилетий РПЦ постоянно пыталась доказать, что говорит от имени большинства населения и потому имеет права, сопоставимые чуть ли не с правами светской власти. Ещё на заре истории новой России патриарх Алексий II пытался в стенах Данилова монастыря в 1993 году разрешить конфликт между президентом России и Верховным советом. Начиная с конца 1990-х годов предпринимались постоянные попытки насадить в школах преподавание основ православного мировоззрения, в конечном счёте, трансформировавшихся в «Основы православной культуры».
В 2002 году митрополит Смоленский и Калининградский (а ныне патриарх) Кирилл на пресс-конференции в ходе VIII Международного фестиваля «Радонеж» заявил: «Мы должны вообще забыть расхожий термин "многоконфессиональная страна": Россия – это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами». Он же на протяжении первой половины 2000-х годов премного потрудился на ниве «религиозной геополитики» и противопоставления русской цивилизации западному либерализму, разрабатывая «православную доктрину прав человека» и пытаясь усовершенствовать теорию демократии так, чтобы она позволяла утвердить безусловный приоритет интересов общества и государства над интересами отдельного человека.
Представители РПЦ в последние годы заполонили телевизионные экраны, а православные церковные праздники стали официальными выходными днями в России – чего в многонациональной и полиэтничной стране не удостоился ни один достопамятный день иной конфессии (замечу, что даже в «авторитарной» Белоруссии выходными являются оба Рождества – и православное, и католическое). Попы стали законодателями мод в литературе и искусстве (под их указку переписываются сценические постановки сказок Пушкина – в Республике Коми была отменена опера Д. Шостаковича «Балда»), требуют «крещения» Деда Мороза, закрытия комических музеев типа Музея Бабы-Яги в городе Кириллове, Вологодской области.
Они вступают в жёсткие пикировки с учёными, смеющими выражать недовольство уничижением науки со стороны религиозных деятелей, и даже настаивают на возведении теологии в круг научных дисциплин по классификации ВАКа. Всё чаще мы видим их на строительных площадках и верфях, благословляющими новые дома или корабли. В ответ государственные компании щедро спонсируют начинания РПЦ, а фонд, поддерживаемый на средства РЖД, ежегодно самолётом доставляет из Иерусалима на Пасху благодатный огонь (и хорошо, что ещё не построил из «святой земли» в Третий Рим запускаемую раз в год только для этой цели высокоскоростную железную дорогу).
В российской армии в скором времени будут служить до 400 священников, проходящих уже по бюджету военного ведомства, то есть получающих содержание непосредственно от государства. То же самое происходит в системе исполнения наказаний. По мере деградации здравоохранения не исключено, что заметная доля бюджета Минздрава будет тратиться на оплату молитв за выздоровление больных.
РПЦ – преданный защитник интересов российской правящей бюрократии и адепт её политического курса в стране и за её пределами. Утверждая в массах идеи о том, что всякая власть – от бога, а интересы государства важнее личных, она немало содействовала становлению в России полуавторитарного общества и искоренению политического инакомыслия. Государство отвечает взаимностью: первые его лица обеспечивают передачу РПЦ уже существующих храмов и культовых сооружений за рубежом, а также добиваются разрешения на покупку земельных участков для строительства новых. Примеры тому можно перечислять практически бесконечно.
Основы православной экономики
Церковь ведёт активную хозяйственную деятельность, основанную на довольно шатких юридических нормах. Глава XV Устава РПЦ гласит: «Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим Русской Православной Церкви на правах собственности, пользования и на иных законных основаниях определяется настоящим Уставом, правилами, утвержденными Священным Синодом и "Положением о церковном имуществе"». Проблема, однако, в том, что подобное Положение не утверждено, и сам Устав, принятый Архиерейским собором 16 августа 2000 года с поправками от 27 июня 2008 года, не регистрировался в Минюсте и потому, с точки зрения действующего законодательства, ничтожен. А так называемый Гражданский устав РПЦ, который был зарегистрирован в Минюсте согласно требованию о перерегистрации религиозных объединений в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года, не публиковался. Однако, как говорил ещё немецкий философ Карл Шмитт, суверенитет – это право устанавливать исключения, и Российское государство проявляет себя в данном вопросе настоящим сувереном. Церкви позволено почти всё.
Хотя открытые данные о доходах РПЦ отсутствуют, большинство экспертов определяют их в 400-500 млн. долларов в год, что косвенно подтверждается хотя бы масштабами ведущихся по всей стране строительных и реставрационных работ. В значительной мере эти доходы формируются через неоплачиваемые услуги, в большинстве случаев учитываемые по нерыночным ценам (достаточно вспомнить, как практически весь стройкомплекс Москвы трудился над воссозданием храма Христа Спасителя) или осуществляющиеся бесплатно. Совсем недавно было объявлено о том, что мэрия Москвы передаёт патриархии 60 земельных участков в черте города для начала реализации программы строительства 200 храмов «шаговой доступности».
При этом РПЦ освобождена от налога на имущество, используемое для религиозной деятельности, от земельного налога на земельные участки со зданиями религиозного и благотворительного назначения, от налога на прибыль от доходов, полученных в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.
Однако гораздо больший интерес представляют попытки церкви постоянно вмешиваться в более частные хозяйственные вопросы. Всем памятны внешнеэкономические льготы, данные подконтрольным патриархии компаниям в 1990-е годы; определённый резонанс вызвали также обращение патриарха к властям с просьбой застраховать за счёт государства средства, размещённые РПЦ на её банковских счетах (2008 год), и письмо патриархии вице-премьеру Виктору Зубкову с просьбой продавать газ предприятиям химической промышленности Украины с существенной скидкой ввиду того, что эти компании оказывают большую финансовую помощь УПЦ МП (2010 год).
Особое внимание привлекают попытки церкви вернуть себе утраченное имущество, прежде всего недвижимое, а также землю под храмами и монастырями, так как многие из этих попыток предполагают посягательство на открытые для публичного посещения объекты культурного наследия (Рязанский и Ростовский кремлёвские ансамбли), а также здания, используемые светскими организациями (кукольный театр в Калининграде, часть здания РГГУ в Москве, залы органной музыки в Челябинске и Калининграде и т.д.). Масштаб конфликтов вокруг собственности, инициированных РПЦ по всей России, демонстрируется прекрасной схемой, поддерживаемой фондом «Здравомыслие».
Богатства церкви выставляются напоказ столь откровенно, что в последнее время это вызывает неприятие самих священников, и примеры тому множатся. Храмы превращаются в коммерческие учреждения с ценниками и прейскурантами, дома архиереев – в роскошные особняки, их выезды становятся сродни губернаторским. А видели ли вы, если бывали за рубежом, продажу свечей в католическом храме? Лежат незажжённые свечи, ценник – 2 евро, например. И мелко приписано: «если возможно». Кто кидает два евро, кто один, кто пять. И нет никого рядом, чтобы проверить. Тяжело на душе, пусто в кармане – бери и зажигай. У нас, разумеется, всё иначе. Деньги, тетради, учёт. И никаких налогов. Мечта бюрократа, осуществившаяся, правда, пока только у части «элиты».
Ради чего и от имени кого?
Церковь убежденно настаивает: её забота – в радении о нравственности. Если в России она в упадке, то, наверное, лишь потому, что наши святые отцы не успели ещё как следует развернуться. Однако зарубежный опыт свидетельствует об ином.
В стремительно отворачивающейся от религиозности Европе с нравственностью не всё так уж плохо, по крайней мере, статистически. Да, в Голландии легализованы проституция и лёгкие наркотики. Но страна имеет в восемь раз меньший удельный показатель подростковой беременности, чем США, в 11 раз меньший – распространённости венерических заболеваний, в 19 раз меньший – грабежей и в 22 раза – убийств. При этом верующими себя числят менее 40% голландцев и более 85% граждан Соединённых Штатов.
Саму Америку часто делят на более либеральные и менее приверженные религии «синие» штаты и более консервативные «красные». И что же? Из 22 штатов с самыми высокими показателями убийств 17 – «красные»; из 29 с самыми высокими показателями краж и изнасилований к «красным» относятся соответственно 24 и 25; 8 из 10 самых опасных для жизни городов также находятся в религиозных штатах.
Если Америка ещё и остается одним из глобальных лидеров, то благодаря науке. И ведь что примечательно: в целом среди граждан США не верят в создание мира богом лишь 12%. Зато такого мнения придерживается 53% выпускников лучших университетов и 93% членов американской Академии наук и искусств. Забавно, не правда ли? Тогда, ради чего мы хотим «христианизировать» всю страну? Чтобы люди сняли с себя ответственность и почаще ходили исповедоваться и отпускать грехи? Чтобы поверили в то, что их невежество – своего рода благодать? Но нужно ли это и людям, и стране?
Не менее принципиален и вопрос о том, от имени кого вещают российские святые отцы.
Социологи К. Каариайнен и Д. Фурман, подробно исследовавшие религиозность россиян на протяжении 1990-х годов, отмечали в книге «Старые церкви, новые верующие», что к началу 2000-х лишь 1% опрошенных россиян сказали, что часто общаются со священниками, а 79% ответили, что не общаются с ними никогда. Полностью соблюдали пост только 4%, а 44% заявили, что никогда не раскрывали Библии.
Авторы тогда пришли к выводу о том, что «настоящими» верующими в России являются 6-7% населения, причём «неверующими» в те годы рискнули назвать себя 22% респондентов. Цифры могли за последние годы измениться, но не настолько, чтобы утверждение о том, что активные прихожане РПЦ составляют очевидное меньшинство населения России, оказалось ошибочным. И от имени этого меньшинства мракобесные воззрения и обряды навязываются сегодня всей стране, от мала до велика?
По сути, апология возрождения религии от имени незначительного меньшинства относительно искренне верующих при молчаливом попустительстве большинства наших сограждан поразительно напоминает апологию утверждения новой российской государственности с марширующими по улицам «нашистами» и уровнем явки к избирательным урнам в несколько процентов. От имени этих нескольких процентов говорит государственная власть; именем такого же меньшинства легитимизирует себя государственная религия.
Но остаётся главный и самый принципиальный вопрос: сколь долго большинство будет готово не иметь собственного мнения или спокойно жить, не ощущая потребности его выразить? Чем дольше это продолжится, тем позднее станет Россия современной страной.
В заключение
Объяснить мир можно, не привлекая для этого господа. Воспитать в себе нравственный закон можно, не обязательно обращаясь к библейским заповедям. Доктрина прав человека была разработана – и соблюдается во многих странах – без апелляции к религиозным канонам.
Христианство в своё время стало важным шагом на пути человечества к свободе – прежде всего потому, что оно утвердило идею равенства людей перед богом и заронило мысль о том, что они равны и по отношению друг к другу.
Эта религия очень быстро оставила ретроградам мысль о божественности власти и пришла в лице своего самого известного теоретика, святого Фомы Аквинского, к утверждению о том, что «если группа свободных людей руководима своими правителями во имя общего блага всей группы, то такое правительство оправданно и справедливо, как отвечающее потребностям людей; если же правительство создаётся не для общего блага всех, а во имя частного интереса правителя, оно будет несправедливым и извращенным правительством».
Давайте помнить эти слова великого философа, достойные того, чтобы время от времени соизмерять с ними окружающую нас реальность.
Владислав Иноземцев
Источник: http://www.kommersant.ru/doc/1668439 |
|
|
gambrinus |
Добавлено 2011-07-31 в 17:59:29 |
|
цитата: Сегодняшняя религия – это лишь инструмент управления массами людей в корыстных целях. Это самый обычный обман, который стал возможен только в силу трагического стечения обстоятельств на нашей планете в последние тысячи лет... Религия - это в первую очередь форма понимания мира, мировоззрение. Атеист верит в то, что мир возник сам по себе, верующий в то, что он возник неслучайно. В чем здесь обман? Церковь - большое объединение людей, и использовать его в корыстных целях пытаются, спорить не буду. Тот же Папа Римский в свое время был настолько влиятелен, что возводил на престол и свергал монархов Европы. |
|
|
gambrinus |
Добавлено 2011-07-31 в 18:51:50 |
|
цитата: Современная Россия – страна парадоксов. Совсем ещё недавно атеистическая, сегодня она формально погружена в религиозность. Если в начале 1980-х годов православными считали себя 8% граждан, то сегодня такими числятся уже более 70%. Вместо 5300 храмов и 18 монастырей, действовавших на территории РСФСР в 1985 году, мы имеем более 31200 церквей и 790 монастырей, а строительство новых идёт куда быстрее, чем родильных домов, детских садов и школ. Однако нравственность отчего-то не возрождается: в стране случается более 46000 убийств и почти 39000 самоубийств в год; число неполных семей достигло 22% их общего количества; армия наркозависимых оценивается в 2,2 млн., а вовлечённых в проституцию – в 180 000 человек; каждый год фиксируются 230 000 случаев подростковой беременности. Власть и армия пронизаны коррупцией. Сравнивать всё это с показателями советских безбожных времён даже опасно – того и гляди сочтут оскорблением чувств верующих. Зато РПЦ, врачующая эти пороки, становится всё влиятельнее и богаче. Про атеистическую страну имеет смысл говорить лишь тем, кто не знает историю России до 1917 г. Эра СССР, при всем моем сожалении о его распаде, была эрой запрета религии. Не нужно удивляться тому, что люди идут к религии сейчас, во времена "дикого капитализма", ведь религия дает возможность хоть как-то уйти от тяжести современной жизни, обратиться за поддержкой (пусть даже только моральной) к какой-то силе, если уж все остальные вдруг обратились против тебя. За этим и идет большинство. Насчет 70% верующих - действительно, эти люди только числятся. Реально верующих мало. На мой 50-тысячный город лишь 2 церкви вместимостью по 150-200 чел. Вот и считайте. Церквей в империи было около 60000, 31200 существующих ныне - лишь половина от того количества. К тому же тогда было много крупных церквей, сейчас же большинство вновь возводимых церквей - маленькие. Отсюда имеем гораздо меньшую общую вместимость. Далее. Новые родильные дома, детсады и школы нужны, очень нужны стране. Почему их не строят, спросите у Д.А. Медведева. Если бы ему поручили еще и церкви строить, 31200 церквей сейчас бы не было. Деньги бы разворовали, за это зуб даю. Но к счастью, он к этом руку не приложил, поскольку церкви строят на пожертвования. Кстати, объясните, что доказывает приведенная статистика? Что люди после похода в церковь ожесточаются и начинают убивать и грабить? Она здесь притянута за уши. При таком ничтожном количестве верующих (мой город тому подтверждение) эта статистика и религия логически не связаны никак. Где статистика преступлений, совершенных людьми, регулярно посещающими церковь (только их и можно считать верующими, потому что остальные, кто себя так называет и одной молитвы не вспомнят)? Если бы церковь имела то гигантское влияние, о которм пишут в статье, это была бы другая страна, поверьте. И с советскими временами сравнивать нечего, то была сильная страна, преступники сидели по тюрьмам, а не в госдуме. Нравственность была на высоте, тема секса и сексуальных девиаций - были строгими табу в культуре и СМИ, система образования была сильнейшей в мире. К религии это опять же имеет очень опосредованное отношение. |
|
|
gambrinus |
Добавлено 2011-07-31 в 18:54:41 |
|
цитата: На протяжении последних двух десятилетий РПЦ постоянно пыталась доказать, что говорит от имени большинства населения и потому имеет права, сопоставимые чуть ли не с правами светской власти. Ещё на заре истории новой России патриарх Алексий II пытался в стенах Данилова монастыря в 1993 году разрешить конфликт между президентом России и Верховным советом. Почему бы и нет, на переговорах между политиками, особенно, когда они заходят в тупик, полезно иметь третью сторону, чье мнение не политизировано и не предвзято. Это может быть кто-то из общественной организации, религиозной структуры или профсоюза, к примеру. |
|
|
gambrinus |
Добавлено 2011-07-31 в 18:57:05 |
|
Ну не лезет церковь во власть. Не лезет! Во-первых, ответьте мне, кто ее туда пустит? И вообще, дайте пруфлинк на обратное. |
|
|
gambrinus |
Добавлено 2011-07-31 в 18:59:15 |
|
"Основы православной культуры" в качестве факультатива - прекрасно, я считаю. Многие родители отправили бы туда детей. 45 минут нравственной проповеди в неделю современным детям совсем не помешает. |
|
|
gambrinus |
Добавлено 2011-07-31 в 19:04:59 |
|
цитата: В 2002 году митрополит Смоленский и Калининградский (а ныне патриарх) Кирилл на пресс-конференции в ходе VIII Международного фестиваля «Радонеж» заявил: «Мы должны вообще забыть расхожий термин "многоконфессиональная страна": Россия – это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами». Прочитаем отрывок из интервью повнимательнее:
цитата: "Мы должны вообще забыть этот расхожий термин: многоконфессиональная страна. Россия - это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами. Потому что все статистики, которые проводятся в нашей стране, дают совершенно ясную картину наличия меньшинств и абсолютного православного большинства. Кстати, иногда мы робко говорим о том, что да, вы знаете, вот может и не надо включать графу переписи “вероисповедание”. А я считаю, что надо было бы включить. И раз и навсегда положить конец всем этим спекуляциям о многоконфессиональности. Если у нас 4-5% мусульман (вот какая статистика), так это же не многоконфессиональность, - это меньшинство. Если у нас меньше 1% людей неправославных христиан - это меньшинство. Другой разговор, что меньшинство нельзя дискриминировать. Меньшинство должно так же хорошо себя чувствовать, как и большинство." Как видите, другие религии никто притеснять не собирался. |
|
|
gambrinus |
Добавлено 2011-07-31 в 19:09:59 |
|
цитата: и пытаясь усовершенствовать теорию демократии так, чтобы она позволяла утвердить безусловный приоритет интересов общества и государства над интересами отдельного человека. Пруфлинк? |
|
|
gambrinus |
Добавлено 2011-07-31 в 19:28:42 |
|
цитата: Представители РПЦ в последние годы заполонили телевизионные экраны, а православные церковные праздники стали официальными выходными днями в России – чего в многонациональной и полиэтничной стране не удостоился ни один достопамятный день иной конфессии Кроме "Слово пастыря" по первому (20 мин раз в неделю далеко не в прайм-тайм) ничего в голову не идет. Где заполонение? Единственный церковный праздник, являющийся оф. выходным - Рождество. Главный праздник самой многочисленной религии страны. Хотя, мне видится, что выходным его все же сделали как дань всеобщей моде. В США и европе это выходной, чем РФ хуже? |
|
|
gambrinus |
Добавлено 2011-07-31 в 19:33:53 |
|
цитата: (замечу, что даже в «авторитарной» Белоруссии выходными являются оба Рождества – и православное, и католическое) Во-первых, я бы с удовольствием пожил бы при этой "последней диктатуре Европы", хотя в чем она, эта самая диктатура выражается, хоть бы кто мне объяснил. Во-вторых, почему "даже"? Белоруссия в этом смысле уникальна. Только Белоруссия отмечает 2 рождества на гос. уровне. Даже толерастическая европа такого не делает. По мне так хорошо. Чем больше выходных, тем лучше) |
|
|
Вы должны быть авторизованы |
|
|